Категории
ЖКХ
(96)
Образование
(106)
Политика
(30)
Экономика
(28)
Общество
(298)
Спорт
(105)
Культура
(84)
Наука и техника
(11)
Происшествия
(13)
Здоровье
(25)
Поколение победителей
(67)
Внегородские территории
(12)
Рожденная победой
(3)
Детский отдых
(3)
Спрашивали - отвечаем
(1)
Письмо в редакцию
(2)
Ликвидаторы
(5)
Свое личное дело
(3)
Прочее
(13)
Малыша назвали Марком
7 июля в перинатальном центре на свет появился необычный ребенок. Он полностью механизирован. Одним словом, робот. «Произвела» его на свет «пациентка» Ноэль. Как и ее малыш, эта мама тоже робот. И это отнюдь не фантастика, северская реальность. Дело в том, что в перинатальном центре прошел первый в России тренинг по технологии «in situ» с применением симуляционного манекена-роженицы!
Конечно, чтобы понять все происходящее, необходимо это видеть. Но я все же попробую рассказать. Легче это представить, конечно, будет женщинам, которым уже хоть раз приходилось испытать радость материнства. Итак, к дверям приемного покоя перинатального центра подъезжает реальный реанимационный автомобиль, из которого выходят реальные врач и фельдшер. Из нереального лишь «пациентка». Она – манекен, оснащенный самой современный электроникой, робот высшего уровня реалистичности.
Как говорит, Евгений Германович Рипп, руководитель центра медицинской симуляции, аттестации и сертификации Сибирского государственного медицинского университета, проще сказать, что этот робот-роженица не может. Правда, выполняет она все действия благодаря оператору Анне Сергеевне, которая в нескольких метрах от робота через специальную гарнитуру (наушники и микрофон) слышит все, о чем спрашивают электронную роженицу врачи, и отвечает за нее. Звук идет изо рта робота, при этом его губы остаются неподвижными. Нам становится от этого немного жутко, но врачи на это не обращают внимания, для них важно грамотно сработать.
- Покричи, пожалуйста, - просит Евгений Рипп оператора, обращаясь при этом к роботу.
Из полуоткрытого рта «роженицы» издается страшный крик (эти звуки записаны заранее).
Но на этом высший уровень реалистичности не заканчивается. У робота есть полная имитация всех человеческих органов, но не в их физиологическом проявлении, а в том, как они работают и реагируют. Например, у робота более двух тысяч вариантов нарушения сердечного ритма. Но главное, что это можно фиксировать реальным медицинским оборудованием.
- Женщины рожают разные, в том числе и с патологией сердечно-сосудистой системы. И если у роженицы больное сердце, то можно это проиграть, заранее написав такой сценарий для манекена, - рассказывает Евгений Рипп. - Также у робота 28 вариантов дыхания: от нормы до патологического. А если он начнется задыхаться, то посинеет.
В данном же случае отрабатывались действия персонала при возникновении опасного для жизни будущей матери и ребенка состояния – преэклампсии и эклампсии.
Преэклампсия – это тяжелое состояние, которое развивается в третьем триместре беременности и сопровождается отеками, протеинурией (превышение нормы белка в моче), артериальной гипертензией, нарушениями в функционировании нервной системы и других органов. По данным статистики, такое состояние может возникнуть у 5% всех беременных, и у одной из 200 женщин может осложниться крайней формой гестоза - эклампсией, когда развивается приступ судорог, артериальное давление достигает критического уровня, прекращая кровоснабжение жизненно важных органов).
Для чего же нужны такие тренинги? Конечно, человеку несведущему это все может показаться игрой в куклы. Но как же иначе медику научиться справляться с редкими критическими ситуациями в своей практике? Да, он может положиться на случай – который редкий и не обязательно с ним произойдет. А вдруг? Так вот чем и хороша технология: во-первых, грешно учиться на живых людях, тем более на беременных женщинах; во-вторых, есть множество заболеваний или состояний, с которыми врачи не могут научиться справляться потому, что это заболевание или состояние одно на миллион, и может случиться лишь раз за всю врачебную практику. И когда оно произойдет, нужно уметь правильно отреагировать. Поэтому и важны такие тренировки.
- Кто видел чуму? Оспу? Брюшной тиф? Холеру? Кто когда-то думал, что весь мир хватанет вирус Эбола? Нужно отработать действия медиков в таких ситуациях. Неделя нам потребуется, чтобы написать сценарий, и все симптомы будут у робота. И пожалуйста - ставьте диагноз и лечите. Лучше пусть «умрет» робот, потому что Анна Сергеевна далее нажмет кнопочку «перезагрузка», и он через три минут «воскреснет», - сказал Евгений Германович.
Технология «in situ» (с латыни – «на месте») позволяет использовать то оборудование, которое есть в данной конкретной больнице. Также можно отследить всю логистику – от поступления «пациента» в приемный покой до его «выписки». За счет этого эффективность обучения намного повышается. Конечно, можно привести группу врачей непосредственно в симуляционный центр, но там и «стены» другие, и оборудование другое. Получается, что тогда теряется смысл тренинга. Но если дать врачам на месте с теми технологиями, что у них есть, попробовать справиться с экстренной ситуацией, то тогда эффект учебы будет максимальным. Ранее в России никто так не обучал. И то, что Северский перинатальный центр стал первым в данной области, где технология «in situ» была применена, - большая заслуга руководства северской клинической больницы. И, кстати, оборудование в перинатальном центре тоже современное.
- Как показывает практика европейских перинатальных центров, они очень широко применяют симуляционные технологии для поддержания «боеспособности», - пояснил Сергей Юрьев, начальник северского перинатального центра. - В чем-то симуляторы сейчас заменяют российскую систему обучения специалистов, школу наставничества, когда стараются всю молодежь собрать и показать, как справляться с той или иной ситуацией непосредственно в клинике. В общем-то, для этого и придуманы симуляционные тренинги, чтобы можно было в спокойной обстановке, где можно, самое главное, ошибаться, обкатать те навыки, которые очень понадобятся тому или иному специалисту в экстренном порядке. Но такая ситуация может возникнуть раз в пять лет или же вообще ни разу за время практики не случиться. Однако, чтобы этих навыков не забыть, необходимо отрабатывать их раз в полгода. Чтобы руки помнили, голова не забыла. И самое главное для меня, как для организатора занятий, - это получение навыков работы в команде. Вот это очень трудно. Мы запланировали пять таких тренингов. Команды будут меняться.
В первом тренинге приняли участие восемь сотрудников ПЦ – врачи, акушерки, медсестры, анестезиолог. Всего же руководство перинатального центра планирует обучить 40 сотрудников.
- Та ситуация, которая отрабатывается сегодня, как часто случается в практике ваших сотрудников, знакомы ли они с ней? - интересуюсь у Сергея Юрьева.
- Особенность этой ситуации в том, что она происходит довольно часто, но, к счастью, редко доходит до крайне тяжелых форм, - отвечает он. Это происходит только благодаря тому, что у акушеров сформировался четкий алгоритм работы «на опережение». С тем, что мы проигрываем сегодня, каждый врач сталкивается практически каждый день.
Но вернемся к нашей «роженице». Ее уже из приемного покоя подняли в палату реанимации. Там команда врачей обсуждает результаты анализов. У Ноэль есть внутри специальные емкости, в которые заливаются жидкости заранее. Кстати, у робота даже есть вены, в которых течет кровь. Ее врачи и брали на анализ. У робота, как и у обычной роженицы, отойдут воды, будет кровотечение. А ребеночек-робот рождается в смазке, в крови.
Кстати, родить робот может и двойню. Рождается ребенок-робот, как и в жизни, говоря акушерским языком, в любом предлежании. Могут быть разные осложнения во время родов. Скажем, малыш пойдет ножками вперед или головой и плечиком, может быть обвит пуповиной и т.д. Более того, и ребенку-роботу можно заложить различные патологии. Количество сценариев не ограничено.
Особенность этой модели робота еще в том, что там прописана очень мощная физиологическая программа. То есть если в процессе лечения вводится какое-то лекарство, компьютер распознает, что именно ввелось, и реагирует так, как если бы это был человек. Опять же сценарием можно прописать, что организм дал аллергическую реакцию или же, наоборот, лекарственный препарат помог. За всем следит оператор, чтобы все действия согласно сценарию были выполнены правильно. Иначе – получите осложнение и справляйтесь с ним.
- Данный тренинг очень полезен, - отметила Наталья Курнакова, врач акушер-гинеколог акушерского отделения Перинатального центра. - Это возможность проработать сложные моменты в нашей работе. Чтобы в реальной ситуации четко знать, как действовать, когда поступает реальный пациент. Чтобы каждый сотрудник четко знал все мероприятия, которые он проводит. Робот максимально приближен к человеку. Даже по ощущениям при пальпации его «кожный покров» теплый.
Конечно, остаться на все шесть часов, как был рассчитан тренинг, мы просто не могли. Да и не нужно мешать докторам. Однако спустя пять часов пришло сообщение от организаторов: «Ребеночек родился здоровенький, розовый, сразу закричал. Это мальчик. Врачи в процессе работы дали ему имя Марк».
Наталья ДЕНИСОВА
Фото автора
Конечно, чтобы понять все происходящее, необходимо это видеть. Но я все же попробую рассказать. Легче это представить, конечно, будет женщинам, которым уже хоть раз приходилось испытать радость материнства. Итак, к дверям приемного покоя перинатального центра подъезжает реальный реанимационный автомобиль, из которого выходят реальные врач и фельдшер. Из нереального лишь «пациентка». Она – манекен, оснащенный самой современный электроникой, робот высшего уровня реалистичности.
Как говорит, Евгений Германович Рипп, руководитель центра медицинской симуляции, аттестации и сертификации Сибирского государственного медицинского университета, проще сказать, что этот робот-роженица не может. Правда, выполняет она все действия благодаря оператору Анне Сергеевне, которая в нескольких метрах от робота через специальную гарнитуру (наушники и микрофон) слышит все, о чем спрашивают электронную роженицу врачи, и отвечает за нее. Звук идет изо рта робота, при этом его губы остаются неподвижными. Нам становится от этого немного жутко, но врачи на это не обращают внимания, для них важно грамотно сработать.
- Покричи, пожалуйста, - просит Евгений Рипп оператора, обращаясь при этом к роботу.
Из полуоткрытого рта «роженицы» издается страшный крик (эти звуки записаны заранее).
Но на этом высший уровень реалистичности не заканчивается. У робота есть полная имитация всех человеческих органов, но не в их физиологическом проявлении, а в том, как они работают и реагируют. Например, у робота более двух тысяч вариантов нарушения сердечного ритма. Но главное, что это можно фиксировать реальным медицинским оборудованием.
- Женщины рожают разные, в том числе и с патологией сердечно-сосудистой системы. И если у роженицы больное сердце, то можно это проиграть, заранее написав такой сценарий для манекена, - рассказывает Евгений Рипп. - Также у робота 28 вариантов дыхания: от нормы до патологического. А если он начнется задыхаться, то посинеет.
В данном же случае отрабатывались действия персонала при возникновении опасного для жизни будущей матери и ребенка состояния – преэклампсии и эклампсии.
Преэклампсия – это тяжелое состояние, которое развивается в третьем триместре беременности и сопровождается отеками, протеинурией (превышение нормы белка в моче), артериальной гипертензией, нарушениями в функционировании нервной системы и других органов. По данным статистики, такое состояние может возникнуть у 5% всех беременных, и у одной из 200 женщин может осложниться крайней формой гестоза - эклампсией, когда развивается приступ судорог, артериальное давление достигает критического уровня, прекращая кровоснабжение жизненно важных органов).
Для чего же нужны такие тренинги? Конечно, человеку несведущему это все может показаться игрой в куклы. Но как же иначе медику научиться справляться с редкими критическими ситуациями в своей практике? Да, он может положиться на случай – который редкий и не обязательно с ним произойдет. А вдруг? Так вот чем и хороша технология: во-первых, грешно учиться на живых людях, тем более на беременных женщинах; во-вторых, есть множество заболеваний или состояний, с которыми врачи не могут научиться справляться потому, что это заболевание или состояние одно на миллион, и может случиться лишь раз за всю врачебную практику. И когда оно произойдет, нужно уметь правильно отреагировать. Поэтому и важны такие тренировки.
- Кто видел чуму? Оспу? Брюшной тиф? Холеру? Кто когда-то думал, что весь мир хватанет вирус Эбола? Нужно отработать действия медиков в таких ситуациях. Неделя нам потребуется, чтобы написать сценарий, и все симптомы будут у робота. И пожалуйста - ставьте диагноз и лечите. Лучше пусть «умрет» робот, потому что Анна Сергеевна далее нажмет кнопочку «перезагрузка», и он через три минут «воскреснет», - сказал Евгений Германович.
Технология «in situ» (с латыни – «на месте») позволяет использовать то оборудование, которое есть в данной конкретной больнице. Также можно отследить всю логистику – от поступления «пациента» в приемный покой до его «выписки». За счет этого эффективность обучения намного повышается. Конечно, можно привести группу врачей непосредственно в симуляционный центр, но там и «стены» другие, и оборудование другое. Получается, что тогда теряется смысл тренинга. Но если дать врачам на месте с теми технологиями, что у них есть, попробовать справиться с экстренной ситуацией, то тогда эффект учебы будет максимальным. Ранее в России никто так не обучал. И то, что Северский перинатальный центр стал первым в данной области, где технология «in situ» была применена, - большая заслуга руководства северской клинической больницы. И, кстати, оборудование в перинатальном центре тоже современное.
- Как показывает практика европейских перинатальных центров, они очень широко применяют симуляционные технологии для поддержания «боеспособности», - пояснил Сергей Юрьев, начальник северского перинатального центра. - В чем-то симуляторы сейчас заменяют российскую систему обучения специалистов, школу наставничества, когда стараются всю молодежь собрать и показать, как справляться с той или иной ситуацией непосредственно в клинике. В общем-то, для этого и придуманы симуляционные тренинги, чтобы можно было в спокойной обстановке, где можно, самое главное, ошибаться, обкатать те навыки, которые очень понадобятся тому или иному специалисту в экстренном порядке. Но такая ситуация может возникнуть раз в пять лет или же вообще ни разу за время практики не случиться. Однако, чтобы этих навыков не забыть, необходимо отрабатывать их раз в полгода. Чтобы руки помнили, голова не забыла. И самое главное для меня, как для организатора занятий, - это получение навыков работы в команде. Вот это очень трудно. Мы запланировали пять таких тренингов. Команды будут меняться.
В первом тренинге приняли участие восемь сотрудников ПЦ – врачи, акушерки, медсестры, анестезиолог. Всего же руководство перинатального центра планирует обучить 40 сотрудников.
- Та ситуация, которая отрабатывается сегодня, как часто случается в практике ваших сотрудников, знакомы ли они с ней? - интересуюсь у Сергея Юрьева.
- Особенность этой ситуации в том, что она происходит довольно часто, но, к счастью, редко доходит до крайне тяжелых форм, - отвечает он. Это происходит только благодаря тому, что у акушеров сформировался четкий алгоритм работы «на опережение». С тем, что мы проигрываем сегодня, каждый врач сталкивается практически каждый день.
Но вернемся к нашей «роженице». Ее уже из приемного покоя подняли в палату реанимации. Там команда врачей обсуждает результаты анализов. У Ноэль есть внутри специальные емкости, в которые заливаются жидкости заранее. Кстати, у робота даже есть вены, в которых течет кровь. Ее врачи и брали на анализ. У робота, как и у обычной роженицы, отойдут воды, будет кровотечение. А ребеночек-робот рождается в смазке, в крови.
Кстати, родить робот может и двойню. Рождается ребенок-робот, как и в жизни, говоря акушерским языком, в любом предлежании. Могут быть разные осложнения во время родов. Скажем, малыш пойдет ножками вперед или головой и плечиком, может быть обвит пуповиной и т.д. Более того, и ребенку-роботу можно заложить различные патологии. Количество сценариев не ограничено.
Особенность этой модели робота еще в том, что там прописана очень мощная физиологическая программа. То есть если в процессе лечения вводится какое-то лекарство, компьютер распознает, что именно ввелось, и реагирует так, как если бы это был человек. Опять же сценарием можно прописать, что организм дал аллергическую реакцию или же, наоборот, лекарственный препарат помог. За всем следит оператор, чтобы все действия согласно сценарию были выполнены правильно. Иначе – получите осложнение и справляйтесь с ним.
- Данный тренинг очень полезен, - отметила Наталья Курнакова, врач акушер-гинеколог акушерского отделения Перинатального центра. - Это возможность проработать сложные моменты в нашей работе. Чтобы в реальной ситуации четко знать, как действовать, когда поступает реальный пациент. Чтобы каждый сотрудник четко знал все мероприятия, которые он проводит. Робот максимально приближен к человеку. Даже по ощущениям при пальпации его «кожный покров» теплый.
Конечно, остаться на все шесть часов, как был рассчитан тренинг, мы просто не могли. Да и не нужно мешать докторам. Однако спустя пять часов пришло сообщение от организаторов: «Ребеночек родился здоровенький, розовый, сразу закричал. Это мальчик. Врачи в процессе работы дали ему имя Марк».
Наталья ДЕНИСОВА
Фото автора